Директ E-mail против СПАМа
В проведенном информационным каналом Subscribe.ru экспертном опросе, посвященном E-mail маркетингу, приняли участие 567 специалистов компаний представляющих различные сферы деятельности, в том числе, 22% — предприятия розничной и оптовой торговли, 11% — производители товаров и услуг промышленного назначения, 10% строительные компании, 10% — производители потребительских товаров и услуг, 8% — деловые услуги в области рекламы, консалтинга, исследований, права, 6% — телекоммуникации и связь 4% — финансовый сектор. Около 15% опрошенных экспертов являются руководителями компаний, 12% — руководителями производственных подразделений, 8% — руководителями, а 13% — сотрудниками коммерческих или маркетинговых служб, 8% — руководители или сотрудники экономических служб.
По свидетельству опрошенных, в 19% компаний маркетинг играет ведущую роль — определяет стратегию компании. Но в большинстве компаний маркетинг лишь учитывается при определении приоритетов деятельности (26%) или играет вспомогательную роль — поддерживает решение тактических задач (26%). В 18% компаний маркетинг, по словам опрошенных, вообще отсутствует или находится в зачаточном состоянии.
Лишь в 17% компаний ведется структурированная клиентская база данных на основе бесплатной или платной CRM-системы (Customer Relationship Management). В 39% компаний ведение клиентской базы осуществляется без привязки к CRM-системе. Примерно в 26% структурированная клиентская база вообще не ведется, но в каждой четвертой из них создание такой базы планируется.
Каким образом осуществляют связь с клиентами компании имеющие структурированные клиентские базы данных или планирующие их создание? Главным образом, по телефону, в т.ч. через Call-центр (79% делают это) и с помощью интернет-телефонии (30%), посредством E-mail рассылок (60%) и обычных почтовых отправлений (45%). Реже применяются интерактивные формы на сайтах (32%), SMS/MMS рассылки (25%), корпоративные блоги, веб-чаты, ICQ (21%).
Какую роль отводят эти компании E-mail маркетингу (директ E-mail)? В большинстве компаний, по словам их представителей, E-mail маркетинг играет вспомогательную роль — поддерживает решение второстепенных задач (34%) или находится в зачаточном состоянии (29%). Только 6% компаний закладывают его в основу маркетинговой стратегии и еще 27% используют директ E-mail наравне с другими средствами выстраивания маркетинговых коммуникаций.
Лишь 19% компаний не видят никакой необходимости для себя в использовании E-mail маркетинга (директ E-mail). Те же компании, которые его используют, обычно направляют своим клиентам персональные предложения товаров/услуг (65% среди компаний использующих директ E-mail), сведения об ассортименте и ценах (58%), новости компании, магазина (57%), приглашения к специальным акциям, распродажам (53%), поздравления с днем рождения, праздниками (45%). Иногда рассылаются приглашения к опросам (15%) и экспертные обзоры рынка (13%).
В связи с этим, среди наиболее востребованных функций E-mail маркетинга оказываются возможность персонифицировать сообщения (35%), анализировать поведение целевой аудитории (35%), отслеживать статистику отклика на рассылки (34%), планировать отправку писем по расписанию (32%), создавать интерактивные формы, проводить опросы клиентов (23%).
По мнению 47% экспертов, представляющих компании имеющие структурированные клиентские базы данных или планирующие их создание, качественно организовать E-mail маркетинг можно без существенных затрат на разработку собственного или покупку готового программного обеспечения. Напротив, 30% не согласны с таким мнением. В случае приобретения специального ПО (или услуг специализированного сервиса) для E-mail маркетинга главными критериями станут оптимальное соотношение цена-качество (69%), простота конфигурации и настройки (60%), удобство в использовании — юзабилити, интуитивный интерфейс (58%), защищенность и конфиденциальность данных (57%), возможность выбора отдельных модулей под задачи клиента (50%). Менее значимыми характеристиками будут максимальная скорость и доставляемость писем на адреса клиентов (35%), сервисная поддержка, техническая документация (35%), поддержка разных броузеров (31%).